Сайт школы № 226 Понедельник, 2025-07-14, 10:48 AM

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
О Школе [7]

Главная » Статьи » О Школе

Компетентностный подход

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года применительно к общему образованию отмечается, что «общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции». В нашей школе реализуется компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности.

ЧТО ДАЕТ КОМПЕТЕНТНОСТНЫИ ПОДХОД УЧИТЕЛЮ И УЧЕНИКУ?

Компетенция — готовность человека к мобилизации зна­ний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятель­ности в конкретной жизненной ситуации.

Компетентностный подход позволяет:

Ø      согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся. С каждым новым поколением учеников значение этого момента возрастает, ибо каждое новое поколение школьников становится все более самостоятельным, более независимым от взглядов и суждений взрослых, способным ставить собственные цели в жизни;

Ø      подготовить учеников к сознательному и ответст­венному обучению в вузе или колледже и исключить ту распространенную ситуацию, когда высокая степень свободы студента опьяняет его и приводит к «завалу» первой же сессии;

Ø      подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающей­ся по непредсказуемым законам. Успех в жизни рас­сматривается, прежде всего, как получение и удержа­ние рабочего места, соответствующего интересам и по­требностям самого человека, и как дальнейший профессиональный рост в условиях рыночной экономи­ки;

Ø      повысить степень мотивации учения, прежде всего, за счет осознания его пользы для сегодняшней и последу­ющей жизни учащихся;

Ø      облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении. По словам Л.С. Выготского, «учитель-рикша», который тянет весь учебный процесс на себе, должен превратиться в «учителя-вагоновожатого», который толь­ко управляет процессом учения. Более того: на опреде­ленном этапе сами ученики становятся помощниками и сотрудниками учителя в преподавании;

Ø      разгрузить учащихся не за счет механического сокра­щения содержания, а за счет повышения доли индиви­дуального самообразования, переноса внимания к спо­собам работы с информацией, групповому распределе­нию нагрузок и изменению мотивации;

Ø      не в теории, а на практике обеспечить единство учебно­го и воспитательного процессов, когда одни и те же за­дачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятель­ности, без каких-либо специальных «воспитательных мероприятий» или особых «воспитывающих уроков», а учащийся понимает значимость собственного воспита­ния и собственной культуры для его жизни.

Ключевых компетенций не так уж мало, но все они скла­дываются из четырех элементарных ключевых компетенций:

Ø      информационная компетенция — готовность к работе с информацией;

Ø      коммуникативная компетенция — готовность к обще­нию с другими людьми, формируется на основе инфор­мационной;

Ø      кооперативная компетенция — готовность к сотрудни­честву с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;

 

МИНИ-ПРОЕКТЫ НА УРОКЕ

Проектная деятельность на уроке может служить хорошим учебно-тренировочным заданием для фор­мирования проблемной компетенции как учащихся, так и педагога.

Учащиеся разбиваются на несколько групп (оптимальное число участников в группе — 4-5 чел.), и каждая группа получает задание создать какой-либо проект.

Общие требования к учебному проекту:

1. Необходимо наличие социально значимой задачи —исследовательской, информационной, практиче­ской проблемы.

2. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта про­ектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

3. Результатом работы над проектом, или выходом проек­та, является продукт — средство, которое разработали участ­ники проектной группы для разрешения поставленной про­блемы.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД И МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Цели формирования у школьников ключевых компетенций достигаются не только при изучении учебных предметов, но и через всю организацию школьной жизни, через ее связь с другими значимыми сторонами жизни школьников. Даже собственно предметная интеграция уже не может ограничить­ся традиционными межпредметными связями, а должна вы­страиваться по нескольким линиям, что предполагает форми­рование той или иной ключевой компетенции во взаимодей­ствии:

Ø      учебных предметов одной образовательной области;

Ø      учебных предметов различных образовательных обла­стей;

Ø      классно-урочной и внеурочной/внеклассной деятельно­сти по предмету;

Ø      основного образования по предмету и дополнительного об­разования (кружки, студии, секции, мастерские и т.д.);

Ø      учебной деятельности по предмету и внеучебной дея­тельности учащихся и классного коллектива;

Ø      школьной и внешкольной деятельности учащихся.

ОЦЕНИВАНИЕ НА ОСНОВЕ ПОРТФОЛИО

Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим компетентностному подходу, яв­ляется портфолио (учебный портфель). Портфолио — папка-накопитель учебных достижений уча­щегося, наглядно характеризующая его продвижение в раз­витии ключевых компетенций. Портфолио выступает не толь­ко средством оценивания, но и своеобразным инструментари­ем, справочником, составленным из разных источников с помощью ученика и учителя.

Портфолио выступает в компетентностном подходе не про­сто как особая форма оценивания, но как форма, соединяю­щая в себе все возможные варианты оценивания. Это возмож­но, поскольку:

Ø      учащийся использует свое портфолио для самооценива­ния результатов и для оценки темпов своего продвиже­ния в той или иной компетенции;

Ø      портфолио, его содержание и ведение могут быть оце­нены учителем;

Ø      портфолио может быть презентовано перед классом, педагогами, родителями;

Ø      может быть создано групповое портфолио учащихся класса, которое используется для групповой самооценки.

ОБУЧЕНИЕ ПЛЮС ВОСПИТАНИЕ

Наиболее тесная интеграция обучения и воспитания воз­можна именно в условиях компетентностного подхода.

Средствами внеучебной (воспитательной) деятельности преимущественно формируются: ценности деятельности, об­щения, самообразования; привычка быть мобилизованным; личностные умения — рефлексивные, оценочные; личностные качества — самостоятельность, ответственность; опыт общения и взаимодействия с людьми, в том числе в коллективе.

В качестве главной цели педагогической организации вне­урочной жизнедеятельности класса следует рассматривать формирование ключевых компетенций учащихся. Соответ­ственно, эта цель становится главной целью деятельности классного руководителя и включает как минимум три задачи:

Ø      собственная деятельность классного руководителя по организации жизни и развития классного коллектива и отдельных учащихся;

Ø      координация и отслеживание результативности дея­тельности учителей-предметников, работающих с клас­сом, по формированию ключевых компетенций урочны­ми и внеурочными средствами учебной деятельности по предмету;

Ø      организация совместных форм работы классного руко­водителя с учителями-предметниками.

Установка классного руководителя на формирование клю­чевых компетенций требует истинно демократического под­хода к организации жизни класса. Классный руководитель не вправе навязывать цели развития классного коллектива и совместной жизнедеятельности, формы организации и мето­ды достижения поставленной цели. Его задача — выбрать вместе с учащимися те цели, которые действительно близки по крайней мере большинству учеников, и те пути их дости­жения, которые, согласно общим ощущениям, будут наибо­лее плодотворными. Необходимым условием жизни класса в условиях компетентностного подхода является открытое вы­ражение учениками:

Ø      своих переживаний, радостей, разделение чужих чувств для более глубокого понимания человеческих взаимоотношений;

Ø      своего понимания возникающих в жизни класса про­блем и путей для их разрешения;

Ø      своих оценок учебной и внеучебной деятельности клас­са в целом и личного вклада отдельных учащихся в эту деятельность.

 

Категория: О Школе | Добавил: sch226 (2008-11-10)
Просмотров: 4739 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Ссылки на полезные ресурсы

Статистика


Copyright МОУ "СОШ №226" © 2025
Бесплатный хостинг uCoz