Семинар «Профилактика профессионального выгорания»
Цели семинара:
1. Знакомство педагогов с понятием «Синдром профессионального выгорания».
2. Так как семинар ориентирован на практику, то в его ходе педагоги смогут выявить наличие или отсутствие синдрома у себя.
3. Ознакомление педагогов с информацией о том, что делать когда синдром уже развивается.
4. Обучение навыкам преодоления ситуаций профессионального стресса.
План семинара:
1 этап. Представление о профессиональном выгорании
Что такое синдром профессионального выгорания – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Стадии профессионального выгорания (Маслач, 1982):
1 стадия. Начальная, характеризуется приглушением эмоций, проявляется отстраненность,, возникает состояние тревожности и неудовлетворенности.
2 стадия. Стадия развития выгорания. Возникают недоразумения в работе, в процессе общения с сослуживцами, учащимися, человек перестает сдерживать свое раздражение и антипатию в отношении окружающих.
3 стадия. Стадия выгорания. Человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.
Аспекты профессионального выгорания:
Снижение самооценки – одиночество – эмоциональное истощение, соматизация.
Группы симптомов профессионального выгорания:
Психофизические симптомы.
Социально-психологические симптомы.
Поведенческие симптомы.
Диагностика уровня профессионального выгорания.
1. Методика выявления степени профессионального выгорания, источник: приложение к газете «Первое сентября» «Школьный психолог», №16, 2006. В ходе диагностики получается целостная картина профессионального выгорания. Участники семинара могут определить стадию профессионального выгорания у себя (напряжение, резистенция (сопротивление, неадекватное реагирование на стресс), истощение (завершающая фаза развития синдрома профессионального выгорания). Так же в ходе исследования можно сделать вывод о наличии симптомов профессионального выгорания, в методике их 12.
Симптомы профессионального выгорания:
1. Постоянное переживание обстоятельств, вызывающих тревогу, напряжение.
2. Неудовлетворенность собой, ощущение собственной неполноценности.
3. «Загнанность в клетку», то есть уверенность в безвыходности создавшейся ситуации, уверенность в том, что от человека самого ничего не зависит.
4. Тревога и депрессия.
5. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации.
6. Эмоционально-нравственная дезориентация, то есть спутанность понятий «хорошо»-«плохо».
7. Расширение сферы экономии эмоций, те ситуации которые раньше вызывали эмоциональные реакции – в данный момент безразличны.
8. Редукция (перекладывание) должностных обязанностей.
9. Эмоциональный дефицит, опустошение – узкий круг или отсутствие ситуаций вызывающих положительные эмоции.
10. Эмоциональная отстраненность.
11. Личностная отстраненность.
12. Психосоматические и психовегетативные нарушения.
2 этап. Профилактика профессионального выгорания. Психологическая помощь
Данный этап семинара представляет собой знакомство с практическими методиками и техниками преодоления стресса, а также знакомство со способами саморегуляции.
Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Рекомендуемая литература
- Хухлаева О. Давайте учиться не «гореть» //Школьный психолог, 2006, №4, с. 20.
- Осухова Н. Г., Кожевникова В. А. Профилактика профессионального выгорания // Школьный психолог, 2006, №16, с.18.
- Водопьянова Н. Е., Страченко Е. С. Синдром выгорания: диагностика ипрофилактика. – СПб.: Питер, 2005.
- Самоукина Н. В. Карьера без стресса. – СПб.: Питер, 2003.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – М.: Издательство «Ось-89», 2001.