Сайт школы №226 Понедельник, 2024-05-20, 2:14 PM

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Профориентация | Регистрация | Вход
Меню сайта

Разделы новостей
Наши достижения [22]
Успехи учителей и учеников
Из школьной жизни [39]
Интересные события в школе

  Как выбрать профессию?

  Сделать правильный выбор профессии можно, если вы будете учитывать:

  • круг своих интересов и предпочтений,
  • свои способности в той или иной области знаний,
  • особенности своей личности, психики, эмоциональности,
  • перспективы будущей работы,
  • ее востребованность на рынке труда.   

Выбирая профессию, ты выбираешь судьбу.

Если при выборе будущей профессии исключить ваши склонности, то, работая по выбранной специальности, вы не будете получать удовольствия от процесса работы.

Если при выборе будущей профессии исключить ваши возможности, то можно просто не получить выбранную специальность или потом не устроиться на работу.

Если при выборе будущей профессии исключить спрос на рынке труда, то может случиться так, что вы просто не найдете работы по своей специальности или оплата вашего труда не будет соответствовать вашим потребностям.

Если вы сумеете совместить "ХОЧУ", "МОГУ" и "НАДО", то ваш профессиональный выбор будет удачным.

 

Какие факторы влияют на выбор профессии?

 Восемь факторов выбора профессии (по Е. А. Климову):


  1. Позиция старших членов семьи.
  2. Позиция товарищей, подруг.
  3. Позиция учителей, школьных педагогов.
  4. Личные профессиональные планы.
  5. Способности, таланты.

  6. Уровень притязаний на общественное признание.


  7. Информированность.


  8. Склонности, интересы.

Ошибки при выборе профессии

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

2. Бытующие мнения о престижности (непрестижности) профессии. Некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик). Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей.

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ себя с друзьями, а не слепо повторяя.

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. Учитывай, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирай профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Например, за легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Профессий существует больше, чем школьных предметов.

7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. Компьютер внедряется абсолютно во все сферы деятельности - вплоть до животноводства.

8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях). Разобраться в себе вам помогут работники психологической службы, родители, учителя, товарищи.

9. Недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Необходимо учитывать, что, практически, каждая профессия имеет свои медицинские противопоказания.

 

 Пять типов профессий

В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются 


на пять типов:


Тип «Человек – природа»


Тип «Человек – техника»


Тип «Человек – человек»


Тип «Человек – знаковые системы»


Тип «Человек – художественный образ»


"ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА"


Здесь главный, ведущий предмет труда - природа.


Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.


Среди профессий типа "человек -природа" можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы. Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования. При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству. И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.


"ЧЕЛОВЕК–ТЕХНИКА"


Здесь главный, ведущий предмет труда - технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.


Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик и др.


Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.


Среди профессий типа "человек-техника" можно выделить:


профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;


профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов;


профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;


профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;


профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;


профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;


профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;


профессии, связанные с применением подъемных,


транспортных средств, управление ими;


профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.


При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.


"ЧЕЛОВЕК–ЧЕЛОВЕК"


Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.


Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.


Среди этого типа профессий можно выделить:


профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;


профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;


профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;


профессии, связанные с информационным обслуживанием ;


профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;


профессии, связанные с медицинским обслуживанием.


Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.


Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе: устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность понимать намерения, помыслы, настроения людей, умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей, умение находить общий язык с разными людьми.


"ЧЕЛОВЕК–ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ"


Здесь главный, ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.


Профессии: программист, архитектор проекта, бизнес-архитектор, переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка и др.


Профессии типа "человек - знаковые системы" включают: профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием, профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения, профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов. Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.


"ЧЕЛОВЕК–ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ"


Здесь главный, ведущий предмет труда - художественный образ, способы его построения.


Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.


Профессии типа "человек -художественный образ" включают: профессии, связанные с изобразительной деятельностью, профессии, связанные с музыкальной деятельностью, профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью, профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью. Одна из особенностей профессий типа "человек – художественный образ" состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.


 

 
Copyright МОУ "СОШ №226" © 2024
Бесплатный хостинг uCoz