Семинар-практикум «Искусство общения» , 1 этап.
В 2008-2009 учебном году запланировано проведение просветительских групповых консультаций для педагогов «Искусство общения», в течение года планируется проведение 3 консультаций в осенние, зимние и весенние каникулы.
1 этап. Общение как многоплановый процесс. Средства общения. Невербальное поведение человека
Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют.
Восточная мудрость
Цель семинара: формирование у педагогов информационного пространства и ознакомление с основными понятиями – общение, средства общения, невербальное поведении человека. Активная проработка элементов невербального общения объяснение многофункциональности процесса общения, выделение невербальных элементов общения. Формирование представлений о том, какое значение психологические знания имеют в жизни, и какую пользу приносят людям. Развитие у педагогов навыков рефлексии.
Ход семинара:
Введение в тему семинара. Что такое общение в целом и деловое общение в частности? Психологический словарь так определяет понятие «общение» - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Андреева Г.М. предлагает характеризовать структуру общения путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной (передача информации), перцептивной (восприятие поведения других людей в процессе общения) и интерактивной (взаимодействие).
Невербальные средства общения – это неречевые средства, то есть использование в ходе общения жестов, мимики, пантомимики. В межличностном общении невербальная коммуникация передает 65% всей информации. При выражении отношения телодвижения передают 55% информации, голос – 38%, а слова – всего 7%.
Почему?
часто употребляются неосознанно;
воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздействуют;
передают тончайшие оттенки отношения, оценки, эмоций;
· могут передавать информацию, которую трудно или неудобно выразить словом.
Диагностика. Методика для определения умения трактовать невербальное поведение человека «Что говорят вам мимика и жесты»? (источник - Скаженик Е.Н. Деловое общение. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.)
1. Вы считаете, что мимика и жесты – это:
а) спонтанное выражение состояния человека в данный конкретный момент;
б) дополнение к речи;
в) «предательское» проявление нашего подсознания.
2. Считаете ли вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин?
а) да;
б) нет;
в) не знаю;
3. Как вы здороваетесь с хорошими друзьями?
а) вы радостно кричите «Привет!»;
б) сердечным рукопожатием;
в) слегка обнимаете друг друга;
г) приветствуете их сдержанным движением руки;
д) целуете друг друга в щеку.
4. Какая мимика и какие жесты, по вашему мнению, означают во всем мире одно и то же? Дайте три ответа:
а) когда качают головой;
б) когда кивают головой;
в) когда морщат нос;
г) когда морщат лоб;
д) когда подмигивают;
е) когда улыбаются.
5. Какая часть тела выразительнее всего?
а) ступни;
б) ноги;
в) руки;
г) кисти;
д) плечи.
6. Какая часть вашего лица наиболее выразительна, по вашему мнению? Дайте два ответа:
а) лоб;
б) брови;
в) глаза;
г) нос;
д) губы;
е) уголки рта.
7. Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше отражение, на что в себе вы обращаете внимание в первую очередь?
а) как на вас сидит одежда;
б) на прическу;
в) на походку;
г) на осанку;
д) ни на что.
8. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в вашем представлении это означает, что:
а) ему есть что скрывать;
б) у него некрасивые зубы;
в) он чего-то стыдится.
9. На что вы прежде всего обращаете внимание у вашего собеседника?
а) на глаза;
б) на рот;
в) на руки;
г) на позу.
10. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, это для вас признак:
а) нечестности;
б) неуверенности в себе;
в) собранности.
11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
12. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что:
а) первый шаг всегда делают именно мужчины;
б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили;
в) он достаточно мужественен для того, чтобы рискнуть получить от ворот поворот.
13. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем «сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему вы больше поверите?
а) словам;
б) «сигналам»;
в) он вообще вызовет у вас подозрение.
14. Поп-звезды представляют публике «жесты», имеющие однозначно эротический характер. Что, по-вашему, за этим кроется?
а) просто фиглярство;
б) они «заводят» публику;
в) это выражение их собственного настроения.
15. Вы смотрите в одиночестве страшную детективную киноленту. Что с вами происходит?
а) я смотрю совершенно спокойно;
б) я реагирую на происходящее каждой клеточкой своего существа;
в) закрываю глаза при особо страшных сценах.
16. Можно ли контролировать свою мимику?
а) да;
б) нет;
в) только отдельные ее элементы.
17. При интенсивном флирте вы «изъясняетесь» преимущественно:
а) глазами;
б) руками;
в) словами.
18. Считаете ли вы, что большинство наших жестов…
а) «подсмотрены» у кого-то и заучены;
б) передаются из поколения в поколение;
в) заложены в нас от природы.
19. Если у человека борода, для вас это признак:
а) мужественности;
б) того, что человек хочет скрыть черты своего лица;
в) того, что этот тип слишком ленив, чтобы бриться.
20. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим?
а) да;
б) нет;
в) только у пожилых людей.
Ответы
1. а – 2, б – 4, в – 3
1. а -1, б – 3, в – 0
2. а – 4, б – 4, в –
3. а – 0, б – 0, в –
4. а – 1, б – 2, в –
5. а – 2, б – 1, в –
6. а – 1, б – 3, в –
7. а – 3, б – 1, в – 1
8. а – 3, б – 2, в –
9. а – 3, б – 2, в – 1
10. а – 0, б – 3, в – 1
11. а – 1, б – 4, в – 2
12. а – 0, б – 4, в – 3
13. а – 4, б – 2, в – 0
14. а – 4, б – 0, в – 1
15. а – 0, б – 2, в – 1
16. а – 3, б – 4, в – 1
17. а – 2, б – 4, в – 0
18. а – 3, б – 2, в – 1
19. а – 4, б – 0, в – 2
77-56 баллов – у вас отличная интуиция, вы обладаете способностью понимать других людей, у вас есть наблюдательность и чутье. Но вы слишком сильно полагаетесь в своих суждениях на эти качества, слова имеют для вас второстепенное значение. Ваши «приговоры» слишком поспешны, и в этом кроется опасность. Делайте на это поправку, и у вас есть все шансы научиться прекрасно разбираться в людях. А ведь это важно и на работе, и в личной жизни, согласны?
55-34 баллов – вам доставляет определенное удовольствие наблюдать за другими людьми, и вы неплохо интерпретируете их мимику и жесты. Но вы еще совсем не умеете использовать эту информацию в реальной жизни, например для того, чтобы правильно строить свои отношения с окружающими. Вы склонны буквально воспринимать сказанные вам слова и руководствоваться ими.
33-11 баллов – язык мимики и жестов для вас – китайская грамота. Вам необыкновенно трудно правильно оценивать людей. И не потому, что вы на это не способны, просто вы не придаете этому значения. Постарайтесь намеренно фиксировать внимание на жестах окружающих вас людей, тренируйте наблюдательность.
Активная проработка элементов невербального общения, выделение невербальных элементов общения. Ознакомление педагогов с основными положениями теории бодиленгвиджа А. Пиза
Данная часть семинара сопровождается демонстрацией слайдов мультимедийной презентации.
1. Основные коммуникационные жесты и их происхождение.
2. Зоны и территории в невербальном поведении.
3. Описание и интерпретация основных жестов и поз.
4. Практическая проработка полученных знаний о невербальном поведении человека. Упражнение «Дайте характеристику невербальному поведению людей». На слайдах презентации вы видите ситуации из жизни, дайте интерпретацию невербальному поведению человека или группы людей.
Рекомендуемая литература:
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – М.: Издательство «Ось-89», 2001. - 368 с.
- Дэйвис Ф. Ваш абсолютный имидж. Книга для политиков и бизнесменов, мужчин и женщин. М., 1997.
- Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. – М.: издательство «Ай кью», 1996. – 258 с.
- Скаженик Е.Н. Деловое общение. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.