Сайт школы №226 Понедельник, 2025-07-07, 8:49 PM

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | семинар: «Технология составления программ элективных курсов» | Регистрация | Вход
Меню сайта

Разделы новостей
Наши достижения [22]
Успехи учителей и учеников
Из школьной жизни [39]
Интересные события в школе

26 ноября  состоялся школьный семинар: «Технология составления программ элективных курсов»




Программа семинара:


1.     Выступление заместителя директора по УВР Курышевой И.В. по теме: «Структура программ элективных курсов».


2.     Выступление руководителя методического объединения учителей гуманитарного цикла, учителя русского языка и литературы, Клыковой Е.В. «Технология составление программ элективных курсов».


3.     Презентация элективного курса по биологии «Валеология, или Основы здорового образа жизни». (Курышева И.В.).


4.     Презентация элективного курса по психологии «Основы делового общения» (психолог школы Климанская О.Ф.)


Что же такое элективные курсы?


Элективные курсы— это учебные программы в профильном обучении, которые предлагаются школьникам на выбор. По ряду позиций элективные курсы близки к хорошо знакомой учителям форме обучения — факультативу, т.к. ориентированы на старшеклассников (с учетом интересов группы учащихся и возможностей педагогов), но в отличие от факультативов включаются в учебный план всех учащихся профильных классов. Экзаменов по программе этих курсов учащиеся не сдают.


 


2.Элективные курсы, выбираемые группой учащихся, учитывают индивидуальные образовательные интересы и способности каждого школьника.   Классификация элективных курсов отражает их место в образовательном процессе и основную цель, в соответствии с которой проводится отбор содержания образования. Элективные курсы могут быть профильные и предпрофильные.


Предпрофильная подготовка предшествует созданию профильных классов и в настоящее время осуществляется в 9-х классах общеобразовательных школ. Одной из форм предпрофильной подготовки могут служить элективные курсы.


Предпрофильные элективные курсы подразделяются на:


Предметные курсы. Повышают уровень изучения конкретной учебной дисциплины, подготавливая школьников к профильному уровню учебного предмета. Например, «Влияние факторов среды на системы органов».


Курсы, ориентирующие на выбор профиля обучения. Знакомство  с видами профессиональной деятельности и разными формами организации познавательной деятельности, характерными для данной дисциплины. Например, «Проектная деятельность. Культура здоровья».


Профильные элективные курсы классифицируются следующим образом:


Предметные курсы. Предполагают повышенный уровень изучения профильного предмета в профильном классе. Например, «Современные достижения генетики».


  Курсы, поддерживающие базовый учебный предмет, помогающие в подготовке к экзамену по этому предмету на повышенном уровне. Например, «Основные алгоритмы решения генетических задач».


Межпредметные курсы. Опора на межпредметные связи, т.е. возможность изучать два предмета на профильном уровне. Например, «Биогеография растений».


  Курсы, освещающие области деятельности, выходящие за рамки традиционных школьных предметов.


  Курсы с ориентацией на приобретение школьниками образовательных  результатов   для успешного продвижения на рынке труда.


Конструирование элективных курсов включает следующие этапы


1.  Определение целей и типологии курса.


2.Выявление направленности курса в зависимости от его ведущего компонента.


3.Выделение учебных задач и основных содержательных блоков.


4.Построение структуры курса.


5.Определение объема и роли вспомогательных знаний.


6.Выбор основных форм организации учебного процесса.


7.Выделение наиболее целесообразных способов работы школьников с учебным материалом.


8.Предложение учащимся форм отчетности  по элективным  курсам.


Элективные курсы в разных школах могут различаться в зависимости от возможностей педагогического коллектива, материально-технической оснащенности школы и познавательных интересов учащихся. Выделим ведущий компонент, в соответствии с которым определяются алгоритм разработки программы и содержания самого элективного курса.


Структура программы элективного курса


1.Название элективного курса (ЭК) — (дисциплина, класс преподавания, количество учебных часов).


2.Пояснительная записка.


2.1.Аннотация  (название,  основное содержание, для кого предназначен курс) — должна показать привлекательность курса для учащихся, родителей, школьного сообщества в целом.


2.2.Место ЭК в образовательном процессе:


— в соотношении с базовыми и профильными общеобразователь­ными предметами;


межпредметные связи, реализуемые при изучении ЭК;


общеучебные и профильные умения и навыки, развиваемые при изучении ЭК;


  способы развития познавательного интереса и профессионального самовыражения, организации досуга учащихся;


  учет регионального компонента содержания образования.


2.3. Цели и задачи изучаемого курса (для чего изучается курс, какие потребности субъектов образовательного  процесса удовлетворяет, что необходимо для изучения курса; над чем конкретно предстоит работать учителю и учащимся при изучении курса).


2.4.  Краткая характеристика основных теоретических и/или методических идей, положенных в основу курса.


2.5.Определение и обоснование состава и последовательности основных разделов (тем) курса.


2.6.Обоснование особенностей методики преподавания ЭК.


3. Содержание и организация процесса обучения.


3.1.         Название учебных тем (разделов) и время на их изучение.


3.2.Основное содержание изучаемого учебного материала (факты понятия, термины,  представления] законы, теории, идеи).


3.3.Демонстрационные  эксперименты, лабораторные работы и практические занятия.


3.4.          Требования .к результатам обучения (компетенции, знания умения, навыки, способы деятельности, которыми должен овладеть ученик в границах темы (раздела)).


4. Методы и формы обучения. Ведущие методы преподавания ЭК:


- методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся; тренинги; лабораторный эксперимент; реферативные и экспериментальные исследования проектно-исследовательская  деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся;


- интерактивные методы (эвристические методы, учебный диалог и полилог, метод проблемных задач, деловые игры);


самостоятельная работа уча­щихся с различными' источниками информации, включая Интернет-ре­сурсы.


Формы организации познавательной деятельности учащихся-индивидуальные, групповые, коллективные.


Формы учебных занятии-, интерактивные лекции с последующими дискуссиями, семинары, уроки с элементами моделирования ситуа­ций и деловыми играми, экскурсии практикумы, нетрадиционные уроки (альманахи, презентации, «круглые столы», уроки решения ключевых задач, интегрированные уроки, уроки защиты творческих проектов и др.)


5. Планируемые результаты обучения. Формируемые знания, умения компетенции, способы деятельности, ценности, представления.

Copyright МОУ "СОШ №226" © 2025
Бесплатный хостинг uCoz