Тема семинара: «Интерактивные методы обучения »
2) Выделить основные виды форм и методов интерактивного обучения;
3) Продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании биологии.
В соответствии с поставленными задачами предлагаем следующий план работы.
План работы
- презентация интерактивных методов обучения в среде «компьютер (интерактивная доска) – ученик – учитель»;
- презентация интерактивных методов обучения на примере биологии: практическое использование на конкретных примерах.
Понятие «интерактивные методы» («interactive» с англ.: «inter» означает «между», «меж»; «active» — от «act» - действовать, действие) можно перевести как методы взаимодействия участников между собой, а обучение, осуществляемое с помощью данных методов, можно считать интерактивным, то есть, построенном на взаимодействии.
Под интерактивными методами обучения мы будем понимать систему правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.
Термин «интерактивные методы» связан, как правило, с двумя группами взаимосвязанных методов: обучение, построенное на общении с компьютером и посредством компьютера и вторая группа – бескомпьютерное, непосредственно между людьми осуществляемое специально организованное учебное взаимодействие, где акцентированы «технологические» моменты.
Общие правила для использования интерактивных методов обучения на практике.
Интерактивные формы и методы обучения относятся к числу инновационных и способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Рассматривая основные виды интерактивных методов обучения, мы остановимся на следующих: мозговой штурм, деловая игра, ролевая игра, имитационная игра (игровое моделирование), дискуссия,
Мозговой штурм
Интерактивные методы обучения требует соблюдения следующих правил:
- запрещена критика выдвинутых идей и промежуточные критические оценки высказываний;
- не допускаются суждения о неразрешимости проблемы;
- чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи;
- в ходе «мозгового штурма» приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей;
- при решении трудноразрешимой проблемы, она расчленяется на составные части .
- наличие ролей;
- доброжелательная, творческая атмосфера проведения;
- активное взаимодействие всех участников игры.
· имитация в игре реального процесса с помощью модели;
· распределение ролей между участниками игры, их взаимодействие друг с другом;
· различие интересов у участников игры и появление конфликтных ситуаций;
· наличие общей игровой цели всех участников, на фоне которой развиваются частные конфликты и противоречия;
· учет вероятностного характера результатов деятельности, обусловленного неполнотой информации и невозможностью предвидения всех последствий принимаемых решений;
· реализация «цепочки решений», каждое из которых зависит от предыдущего, а также от решений, принимаемых другими участниками игры;
· использование гибкого масштаба времени;
· применение системы оценки результатов деятельности каждого участника и игровых коллективов, а также системы стимулирования.
В контексте нашего исследования игра (учебная) предстает как условие самореализации личности учащихся в учебной деятельности, поэтому нами она будет пониматься как вид деятельности в учебных ситуациях, при которой происходит взаимодействие между участниками образовательного процесса, направленное на усвоение общественного опыта, восприятие ценностей, установок и способствующая самореализации учащегося.
Ролевая игра.
Кавтарадзе Д.Н. выделяет несколько видов ролевых игр: ролевая игра в форме дискуссии и специальная ролевая игра, для проведения которой необходимо сформулировать и осознать смысл ситуации .
принципы ролевой игры как метода взаимодействия участников образовательного процесса.
Во-первых, ролевая игра предусматривает принятие участниками на себя определенных ролей, реализация которых требует от них дополнительных знаний, относящихся к принятой роли. В отличие от деловой игры, участники ролевой игры имеют различные цели и исполняют разные роли, способствующие формированию умений и навыков, помогающих решению проблем профессионального самоопределения.
Во-вторых, ролевая игра предполагает подражание ее участников действительности в речевом и неречевом поведении.
В-третьих, взаимодействие участников игры не только на основе диалога и полилога, наличие сотрудничества и партнерства между участниками.
Организация целесообразного взаимодействия в результате ролевой игры считается невозможной без соблюдения определенных ее правил:
- наличие ролей;
- доброжелательная, творческая атмосфера проведения;
- активное взаимодействие всех участников игры.
Таким образом, при подготовке к игре совершенствуются познавательные умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Деловая игра.
Основной целью деловой игры является моделирование определенной управленческой, экономической, психологической, педагогической ситуации и сформулировать умение анализировать их и принимать оптимальные решения.
Анализ определений понятия «деловая игра» показал, что в педагогической, психологической, социологической энциклопедической литературе данное понятие определяется совершенно одинаково и представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Причем, в зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные. Особо хотелось бы отметить тот факт, что только социологический словарь относит деловую игру к методам активного обучения.
Гульчевская В.Г. Харьковская В.Ф. выделяют следующие существенные признаки деловой игры как формы обучения:
· имитация в игре реального процесса с помощью модели;
· распределение ролей между участниками игры, их взаимодействие друг с другом;
· различие интересов у участников игры и появление конфликтных ситуаций;
· наличие общей игровой цели всех участников, на фоне которой развиваются частные конфликты и противоречия;
· учет вероятностного характера результатов деятельности, обусловленного неполнотой информации и невозможностью предвидения всех последствий принимаемых решений;
· реализация «цепочки решений», каждое из которых зависит от предыдущего, а также от решений, принимаемых другими участниками игры;
· использование гибкого масштаба времени;
· применение системы оценки результатов деятельности каждого участника и игровых коллективов, а также системы стимулирования. И.П. Пастухова характерными чертами деловой игры считает наличие полной модели социально-экономической системы, активное взаимодействие игроков, общей цели у всего игрового коллектива, а также системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников. Рассуждая о значении деловой игры, согласимся с точкой зрения З.А. Литовой, которая считает, что деловые игры в школе являются новой формой совершенствования теоретических знаний и практических навыков. Они активизируют учебный процесс, способствуют более качественной подготовке учащихся, прочному закреплению знаний, актуализируют мыслительную деятельность, формируют практические навыки, прививают необходимые деловые качества.
Имитационные игры (игровое моделирование).
Выделяя основные особенности имитационной игры как интерактивной, можно отметить, что в ней используется только одна роль, которая тиражирована, значит, взаимодействие ролей отсутствует. Кроме этого, отсутствует модель управляемой системы и объекта управления, общая цель игрового коллектива, а деятельность игроков оценивается по конечному результату.
Рассуждая о значении имитационных игр в учебном процессе, моделируемая в них особая среда: профессиональная, правовая, социально-психологическая, определяет поведение учащихся и их взаимодействие, что способствует дальнейшей профессиональной ориентации и накоплению опыта.
Дискуссия, как интерактивный метод обучения, в переводе с лат. «discussion» означает исследование или разбор. Учебной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.
Эффективность использования учебной дискуссии как метода обучения определяется целым рядом факторов: актуальность выбранной проблемы; сопоставление различных позиций участников дискуссии; информированность, компетентность и научная корректность дискутантов; владение учителем методикой дискуссионной процедуры; соблюдение правил и регламента и др.
Каждая дискуссия обычно проходит три стадии: ориентация, оценка и консолидация. Последовательное рассмотрение каждой стадии позволило выделить следующие их особенности. Стадия ориентации предполагает адаптацию участников дискуссии к самой проблеме, друг другу, что позволяет сформулировать проблему, цели дискуссии; установить правила, регламент дискуссии. В стадию оценки происходит выступление участников дискуссии, их ответы на возникающие вопросы, сбор максимального объема идей, предложений, пресечение учителем личных амбиций отклонений от темы дискуссии. Стадия консолидации заключается в анализе результатов дискуссии, согласовании мнений и позиций, совместном формулировании решений и их принятии.
Голубкова О.А., Кефели выделяют следующие виды дискуссий: 1) тематическая дискуссия – обсуждаемы вопросы связаны с темой урока; 2) биографическая дискуссия – ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника; 3) интеракционную – когда обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь и теперь», например, в условиях взаимодействия группы.
Вид дискуссии выбирает учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, возможно сочетание различных видов дискуссий.
Т.А. Полковникова, в зависимости от целей и задач урока предлагает использовать следующие виды дискуссий: классические дебаты, экспресс-дискуссия, текстовая дискуссия, проблемная дискуссия, ролевая дискуссия, «Круглый стол», «Аквариум», либеральный клуб.
В процессе дискуссии, по мнению ряда исследователей (Т.А. Полковникова, М.В. Кларин, О. Петунин ) наиболее полно представлена возможность:
- моделировать реальные жизненный проблемы;
- вырабатывать у учащихся умение слушать и взаимодействовать с другими;
- продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность решений;
- обучить анализировать реальные ситуации, отделять главное от второстепенного.
Таким образом, дискуссия выявляет многообразие существующих точек зрения на какую-либо проблему, инициирует всесторонний анализ каждой из них, формирует собственный взгляд каждого участника дискуссии на ту или иную проблему.
Одним из интерактивных методов обучения является метод анализа конкретных ситуаций. Учащимся предъявляется ситуация, связанная с учебным материалом по данной теме и требующая принятия решения по определенной системе поведения в данных условиях. Заир-Бек Е.С. данный метод называет ситуационными играми. В них могут участвовать несколько групп, каждая из которых вырабатывает собственный вариант решения. При обсуждении решений возможно предварительное рецензирование, публичная защита решений, различные способы оценки результатов. В зависимости от целей использования в учебном процессе, ситуации могут носить различный характер: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, оценочные ситуации, проблемные ситуации, прогностические ситуации. Л.К. Гейхман анализ конкретных ситуаций, вместе с групповым самоанализом, относит к формам групповой дискуссии. Основная цель метода конкретных ситуаций, или кейсов состоит в том, чтобы позволить участникам группы выявить возможные решения, применительно предлагаемым конкретным ситуациям и найти оптимальные.
Суммируя вышеизложенное, подведем итог: во-первых, интерактивные формы и методы обучения относятся к числу инновационных и способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Рассматривая основные виды интерактивных методов обучения, мы остановились на мозговом штурме, деловой игре, ролевой игре, имитационной игре (игровое моделирование), дискуссии, анализе конкретных ситуаций.
Во-вторых, рассматривая основные виды интерактивных методов обучения мы ориентировались на то, что они являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности, а при использовании интерактивных методов, они должны оказывать воздействие на участников образовательного процесса, ведущее к такой стратегии, как сотрудничество.